Для ведения образовательной деятельности всем онлайн-школам и образовательным организациям требуется разработать и утвердить образовательные программы по тем курсам и предметам, которые фактически ими преподаются. Разработка образовательных программ — довольно кропотливая работа, требующая много времени и сил.
В данной статье разберем нюансы, порядок разработки и предложим наши услуги для онлайн-школ и образовательных организаций по разработке образовательных программ.
Содержание
Уровни образования и виды образовательных программ
На данный момент в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» несколько уровней образования:
1. Общее образование
2. Профессиональное образование
3. Профессиональное обучение
4. Дополнительное образование
Общее образование включает в себя следующие образовательные программы:
- дошкольного образования (детский сад),
- начального общего образования (с 1 по 4 классы),
- основного общего образования (с 5 по 9 классы),
- среднего общего образования (10,11 классы)
Профессиональное образование включает в себя следующие образовательные программы:
- подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (среднее профессиональное образование — колледж),
- бакалавриата, специалитета, магистратуры,
- подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),
- ординатуры,
- ассистентуры-стажировки.
Профессиональное обучение включает в себя следующие образовательные программы:
- профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
- переподготовки рабочих, служащих,
- повышения квалификации рабочих, служащих.
Дополнительное образование делится на подвиды:
- Дополнительное образование детей и взрослых
- Дополнительное профессиональное образование
Дополнительное образование детей и взрослых включает в себя следующие образовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы,
- дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств,
- дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
Дополнительное профессиональное образование включает в себя следующие образовательные программы:
- повышения квалификации,
- профессиональной переподготовки.
Следовательно, выделяется два вида программ: основные и дополнительные.
Разработка основных образовательных программ
Структура основных образовательных программ, условия их реализации и требования к результатам их освоения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.
К примеру, в отношении:
- дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155;
- начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286;
- основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287;
- среднего общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
По общему правилу к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.
К освоению образовательных программ высшего образования допускаются лица, имеющие среднее общее образование (программ бакалавриата или программ специалитета).
К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Таким образом, система образования в РФ предусматривает поступательное освоение основных образовательных программ соответствующих уровней.
Порядок разработки основных образовательных программ
На основании ч. 5 ст. 12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании не установлено иное.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с ч. 7.1 — 8.1 ст. 12 Закона об образовании:
— организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями;
— образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом об образовании право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований;
— образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций — на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включаются по результатам экспертизы в реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования, является общедоступной.
К примеру, Приказом Минпросвещения России от 30.09.2022 N 874 утвержден Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ.
Согласно п. 2 Порядка разработки основных общеобразовательных программ федеральные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности, возможности организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а также с учетом приоритетов научно-технологического развития РФ и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждаемого на соответствующие годы Правительством РФ.
Федеральные программы разрабатываются на русском языке.
Министерство просвещения РФ организует разработку проектов федеральных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированных, и вносимых в указанные программы изменений.
Разработка дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Для того, чтобы разработать общеразвивающую программу необходимо в первую очередь определить направленность, цели, задачи, объем программы.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено:
- на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Выделяют, в частности, дополнительные образовательные программы для детей следующей направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона N 273-ФЗ).
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и взрослых. Их содержание и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы), а также индивидуально.
Дополнительные общеразвивающие программы в области физкультуры и спорта реализуются в том числе в организациях дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа».
Разработка дополнительной предпрофессиональной программы
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Их содержание определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Так, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществление их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей со специальными наименованиями (например, «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская художественная школа»). Также указанные программы можно освоить в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы и программы среднего профессионального образования в области искусств, а также в образовательных организациях высшего образования.
К дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств относятся:
• музыкальное искусство;
• изобразительное искусство;
• хореографическое искусство;
• театральное искусство;
• цирковое искусство;
• архитектурное искусство.
Обучающиеся принимаются на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные.
Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся.
Разработка дополнительной программы спортивной подготовки
Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и взрослых. Их содержание определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей указанные дополнительные программы, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по виду или видам спорта, разрабатываемых и утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии).
Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки направлены на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд.
Обучение по указанным программам осуществляют спортивные школы, которые вправе использовать в своем наименовании слова «олимпийский», «паралимпийский», «сурдлимпийский» или образованные на их основе слова и словосочетания в установленном порядке.
Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки может осуществляться соответствующей организацией по отдельным этапам спортивной подготовки в соответствии с решением учредителя такой организации.
На обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки обучающиеся принимаются в установленном порядке на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта.
Если на одном из этапов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа) результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют установленным примерными программами требованиям, обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки и по заявлению обучающегося (одного из родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) переводится на соответствующую дополнительную общеразвивающую программу в области физической культуры и спорта (при ее реализации соответствующей образовательной организацией).
Разработка дополнительной профессиональной программы
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации:
• программ повышения квалификации, которые направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
• программ профессиональной переподготовки, которые направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются (ч. 3 ст. 76 Закона N 273-ФЗ):
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законом, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование, а также должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
В рамках государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» предусмотрено предоставление свободного доступа к онлайн-курсам образовательных организаций и образовательных платформ всем категориям граждан, в том числе обучающимся по образовательным программам дополнительного профессионального образования.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
В целом материал статьи понравился, но стоило сделать краткий список или табличку о различиях образовательных программ и методах их разработки