С 1 сентября 2023 года государство ввело санкции за отсутствие маркировки рекламы. Огромные штрафы вызвали ажиотаж и испуг не только у тех, кто продает товары и оказывает услуги, продвигаясь в интернете, но и у блогеров, агентств, площадок. Все ринулись маркировать всю информацию и креативы подряд. На самом деле маркировать все не нужно. Сейчас разберем по полочкам, что является просто информацией в глазах контролирующих органов, а что является рекламой и подлежит маркировке.
Что такое реклама?
Реклама — это информация. То есть понятие «реклама» в смысловом значении уже понятия «информация», поэтому не вся информация является рекламой.
Рекламу нужно идентифицировать по 2 признакам:
1. Она направлена на привлечение внимания к товару или услуге, на продвижение на рынке, на формирование и/или поддержание интереса.
2. Реклама всегда направлена на неопределенный круг лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые
не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной
информации.
ФАС нам говорит, что «Под рекламой понимается определенная
неперсонифидированная информация, направленная на продвижение
определенного объекта рекламирования, даже если она направляется
по определенному адресному списку. Такая информация может быть размещена в средствах массовой информации или иных общедоступных местах (например, на рекламных конструкциях), где она в силу способа своего размещения адресуется любым лицам».
Что является рекламой?
1. Баннеры, выделяющие определенные товары или услуги
2. Какое либо выделение одного товара/услуги/лица/блога среди однородных
Что не является рекламой?
Не является рекламой:
- Информация на собственных ресурсах (соц.сети, сайты, приложения).
- Справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара или услуги на рынке
- Сайты-агрегаторы, сайты-каталоги. Также группы и паблики в соц.сетях, имеющие признаки агрегаторов.
- Информация о партнерах.
- Отзывы клиентов.
- Поисковая выдача в интернете (сео).
- Размещение вакансии (например, на hh.ru).
- Личные мнения блогеров, обзоры, органичная интеграция (как объект авторского права).
- СМИ, размещенные в печатных изданиях, теле-и радиопрограммах, а также в Интернете, не формирующие интереса к какому-либо товару.
- Вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера
- Информация о товаре на упаковке
Самореклама — это тоже реклама
Понятия «самореклама» в законодательстве не существует. Этот термин появился из ОРД для отражения технических характеристик при маркировке.
Суть такова, что если информация отвечает критериям по рекламе, значит это реклама, независимо от того, размещается ли информация на своих или сторонних ресурсах.