Самозанятый может принимать платежи в наличной или безналичной форме. Прием оплаты, как правило, должен быть подтвержден оформлением чека в мобильном приложении «Мой налог».
Кто является самозанятым?
Самозанятыми обычно называют граждан, которые без регистрации в качестве ИП и без привлечения наемных работников за вознаграждение выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам. В более широком значении к самозанятым гражданам могут также относиться и ИП.
В каких формах самозанятым можно принимать оплату?
Самозанятый гражданин вправе принимать плату за оказанные услуги наличными или безналичными, в том числе электронными, денежными средствами.
ИП, применяющий НПД, при получении оплаты от организаций и других ИП за оказанные услуги наличными денежными средствами ограничен суммой 100 000 руб. в рамках одного договора.
Прием оплаты в безналичном порядке ИП следует осуществлять с использованием расчетного счета.
Контрольно-кассовую технику самозанятые граждане, в том числе ИП, не используют.
Как осуществлять расчеты?
При применении НПД расчеты оформляются в мобильном приложении «Мой налог». Для этого в графу «Новая продажа» нужно ввести размер полученной от клиента суммы и указать наименование услуги и дату расчетов. Также оформить расчет можно через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию.
При получении оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа (например, онлайн через Сбербанк и другие системы платежей), необходимо сформировать чек в мобильном приложении «Мой налог» и сразу передать его заказчику.
К расчетам с использованием электронных средств платежа относятся, в частности, расчеты по банковской карте через POS-терминал.
При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем проведения расчетов.
Как и зачем передавать чек заказчику?
Передать чек клиенту можно как в бумажном, так и в электронном виде, направив чек на абонентский номер или адрес электронной почты, указанные заказчиком, либо обеспечив заказчику возможность считать QR-код.
В чеке, в частности, должны быть указаны следующие сведения:
- дата и время осуществления расчета;
- фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН самозанятого гражданина;
- указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
- наименование оказанных услуг и суммы расчетов;
- ИНН юридического лица или ИП — заказчика;
- QR-код, УИН чека.
При реализации услуг с участием посредника в расчетах чек заказчику по таким операциям обязан передать посредник.
Во-первых, чеки нужны для бухгалтерии (для учета расходов) и для налоговой. Это подтверждение того, что заказчик не обязан удерживать НДФЛ с исполнителя-самозанятого.
Если бы заказчик работал с Вами как с физ.лицом, а не самозанятым, то ему приходилось бы уплачивать 13% с каждой оплаты.
Во-вторых, передача чеков заказчику предусмотрена законом (ст.14, 422-ФЗ), как обязательный процесс.